Другая жизнь Блог лесного коуча Елены Ют

Возможна ли дружба между коучем и клиентом?

Возможна ли дружба* между коучем и клиентом?
Вчера на эту тему в профессиональном сообществе завязалась интересная дискуссия.

Моё мнение: нет. И это из личного опыта.

Как лайф-коуч я иду свой путь уже три года. Эту профессию я выбрала по зову души. Однако, путь неожиданно оказался полон трудностей и преград, а иногда был просто невыносимым. Наверное, если бы я продолжила совмещать работу коучем с офисной работой и не переехала жить в лес, он был бы легче. Но это был бы  уже не мой путь.

Всё это время я стремилась повышать свою квалификацию и следовать Этическому кодексу ICF**, который включал и такую формулировку: «как коуч я обязуюсь постоянно прилагать усилия к тому, чтобы распознавать мои личные проблемы, которые могут влиять, создавать конфликт или мешать моим профессиональным коучинговым отношениям и моей продуктивности как коуча. В подобных случаях я немедленно буду обращаться за соответствующей профессиональной помощью и определять действия, которые необходимо предпринять, включая временное или полное прекращение контракта(-ов) на коучинг, если обстоятельства того требуют».

Так вот со временем я заметила, что дружеские отношения с клиентами  и работа с друзьями определённо мешает выстраивать профессиональные коучинговые отношения. Я осознала, что дружба невозможна хотя бы потому, что коучинг для коуча — это работа, которую, чтобы делать хорошо, ему  нужно постоянно совершенствоваться, вкладывая большие деньги, время и энергию. И эти затраты должны восполняться, а дружба подразумевает бескорыстные отношения.

Но почему этот вопрос в профессиональном сообществе так актуален?

Дело в том, что в коучинге между коучем и коучИ (клиентом) складываются очень особенные доверительные отношения, которые называются «коучинговые отношения». В этих отношениях коуч и клиент постепенно выходят на большую глубину самосознания клиента. Благодаря таким отношениям, клиент достигает желаемых изменений в разных сферах своей жизни, хотя до коучинга они казались ему практически недостижимыми. И тайна такого успеха клиента именно в коучинговых отношениях, а не в коуче или клиенте по-отдельности. Они являются источником силы для клиента и в равной мере создаются и его коучем, и им самим.

Выстраивание таких  отношений — это взаимный процесс. Но закладка фундамента — дело коуча. И это фундамент профессиональных отношений, а не дружеских, если мы тут про работу над целями клиента.

Сейчас — прежде, чем начать коучинговый процесс с клиентом  — я провожу установочную онлайн встречу, на которой выявляю первичные цели и области развития, выясняю через вопросы, насколько клиент реально готов развиваться или пришёл за «волшебной таблеткой», рассказываю, как всё будет происходить, определяю свою готовность с ним работать и озвучиваю условия. Затем прошу клиента «побыть с этим» и вернуться с решением. И когда его решение — это осознанное «да», предлагаю письменно согласовать конкретные условия взаимодействия, где, в том числе, есть пункт про границы отношений.

Эта подготовительная беседа занимает иногда и два, и три, и даже четыре часа.  Пока у меня – так. И вести её — тоже искусство, требующее практики. Но, в итоге, она создаёт тот самый крепкий фундамент.

По себе знаю, как это трудно — сказать о границах друзьям или клиентам. Самые простые ситуации: а) клиент опаздывает на сессию, б) друг звонит тебе в поиске поддержки, а ты как раз в этот момент оказался сам не в духе. Но за последние три года я пережила столько психологически и физически трудных ситуаций, что мне стало легче не только говорить о границах отношений, но и без чувства вины и сожаления, а даже с радостью и облегчением прекращать вообще любые отношения, если они для меня не экологичны. И тот самый вышеупомянутый пункт Этического кодекса, и зимовка в лесу, и обучение на программе повышения мастерства из этого самого леса, очень тому поспособствовали.

Так что для меня теперь всё просто: мы либо работаем, либо дружим.

Редчайшее исключение, которое я для себя ещё пока допускаю: разовый акт благотворительной помощи другу / хорошему знакомому в виде коучингового разговора или полноценной сессии. Но здесь я теперь очень, очень и очень осторожна, так как уже знаю, как легко можно угодить в ловушку «спасательства».

В Этическом кодексе ICF про дружбу ничего не сказано. Есть только про то, что коуч должен «избегать любых сексуальных или романтических отношений с действующими клиентами» и про прекращение работы при конфликте интересов, определение которого, на мой взгляд, описано довольно абстрактно.

Во вчерашней дискуссии упомянули, что в этике психотерапевтов чётко сказано, что дружба с клиентом запрещена. Психотерапевты с самого начала знают 😊

А вот чтобы это мог узнать коуч, ему придётся  прожить свой личный путь развития в профессии, пролить не одну слезу в первые годы практики, терзаясь от низкой самооценки после неудачного опыта, и заплатить не одну сотню тысяч рублей за коучинг, менторинг и супервизию на пути к мастерству.

Ну, по крайней мере, у меня такой опыт. 

————

*Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека. (Википедия).

** ICF — International Coaching Federation — международная организация, взявшая на себя миссию вырабатывать и внедрять стандарты профессионального коучинга. Программы обучения, которые я проходила, аккредитованы в ICF, а менторы и супервизоры, с которыми я работаю, сертифицированы этой организацией.